2013/12/12

Как играть дебют. Основные принципы.

сложность: ★

Дебют, то есть первые 10-15 ходов, - очень важная стадия шахматной партии. Успешное начало - залог победы, и наоборот. Можно провести аналогию с теннисной подачей. Хороший первый удар позволяет захватить инициативу в розыгрыше очка или даже выиграть его сразу. Корявая подача с идеей лишь бы как-нибудь ввести мяч в игру - на руку опытному сопернику.

Сформулируем основные принципы того, как играть дебют и чего делать в начале партии не рекомендуется.

1) Боритесь за центр.

Из центра фигурам кратчайший путь к любой части доски. Кто владеет центром, тот, как правило, владеет преимуществом. Под владением центром подоразумевается расположение фигур и пешек в квадрате с3, с6, f6, f3 и особенно контроль за центральными полями е4, е5, d4, d5. В некоторых дебютах одна из сторон сначала добровольно отдаёт центр, особенно при игре чёрными. Пример - староиндийская защита. Но даже там это временное явление, далее следует активная конртатака центра.

2) Развивайте все фигуры. Не ходите одной фигурой несколько раз.

По окончанию дебюта все ваши фигуры в идеале должны стоять на активных позициях, готовые к бою. Как сказал гроссмейстер и теоретик прошлого Зигберт Тарраш, если даже одна фигура стоит плохо, то вся партия стоит плохо. По этой причине не стоит ходить одной и той же фигурой в дебюте несколько раз, ведь пока играет одна фигура, остальные бездействуют, неактивны. Также не следует заниматься сомнительными материальными завоеваниями, например стараться выиграть крайние пешки. Время, потраченное на их взятие - это опять время, отнятое у других фигур, которые пылятся на начальной позиции. Инициатива соперника, владеющего перевесом в развитии, может оказаться гораздо важнее. Не верите? Позащищайте позицию чёрных, например, в королевском гамбите.

3) Развивайте сначала лёгкие фигуры, а потом тяжёлые.

Вначале лучше выводить коней и слонов, а только потом ферзя и ладьи. Дело в том, что ценная фигура в одиночку ничего сделать всё равно не сможет, она только должна будет отступать под ударами лёгких фигур противника. К чему может привести ранний ввод в игру ферзя, можете прочитать в статье как поставить детский мат.

4) Сделайте рокировку.

Рокировка позволяет спрятать короля в относительно безопасное место. Кроме того, вводится в игру ладья. Если король задерживается в центре - это всегда сигнал к атаке соперника.

5) По возможности мешайте сопернику.

Ваша задача, разумеется, не только хорошо развить фигуры самому, но и помешать это сделать с комфортом сопернику, захватить инициативу в партии. Особенно это актуально в игре белыми фигурами, ведь они делают ход первыми. Задача чёрных на первых порах уравнять игру, нейтрализовать преимущество первого хода.

Конечно, это только примерные ориентиры. Однозначного алгоритма того, как играть дебют, нет. Но для новичка лучше всё-таки придерживаться этих простых правил и не пытаться изобретать велосипед.




Посмотрим как реализуются описанные принципы на примере итальянской партии.

1. е4

Белые делают ход центральной пешкой на два поля, сразу занимая центр. Кроме того открываются диагонали для слона f1 и ферзя d1.

1. ... e5

Чёрные отвечают симметрично, руководствуясь теми же соображениями.

2. Kf3

Белые развивают коня, попутно нападая на пешку е5.

2. ... Кс6

Чёрные развивают своего коня, защищая пешку.

3. Сс4 Сс5

Белые и чёрные выводят слонов в центр на активные позиции, прицеливаясь к пунктам f7 и f2, которые защищены только королями.


На доске стартовая позиция дебюта, который называется итальянская партия.

4. c3

Белые хотят захватить центр ходом d4. Сразу это невыгодно, так как у чёрных 3 нападения на пункт d4 (конь, слон и пешка), а у белых только два (ферзь и конь). Существует также острый ход 4. b4!? - гамбит Эванса.

4. ... Kf6

Чёрные, пользуясь тем, что конь белых теперь не может стать на с3, нападают на пешку е4.

5. d4

Белые продолжают свой план захвата центра с нападением на слона.

5. ... ed
6. cd Cb4+!

Чёрные уходят слоном с темпом. Если сыграть спокойно - Сb6, то после Кс3 белые добиваются господства в центре и будут угрожать дальнейшим движением пешек на е5 и d5, отбрасывая чёрных коней.

7. Сd2 C:d2+
8. Kb:d2 d5!

Чёрные продолжают бороться за центр. Заодно открывается диагональ для слона с8.

9. ed K:d5
10. 0-0 0-0

Обе стороны спрятали королей, сделав короткие рокировки. Дебют заканчивается. Игра примерно равна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий